Занятия ведет автор метода Шавалда Игорь Николаевич

ОТЗЫВЫ

«Главным становится вопрос: «Что я могу дать жизни?»

    Дыханием я начал заниматься с марта 2001 года. До этого у меня был очень небольшой опыт ребефинга, достаточно солидная практика НЛП (область практической психологии, занимающаяся моделированием умственной и чувственной деятельности человека, изучением системы взаимосвязи мышления, внутреннего состояния человека и его внешнего поведения для улучшения качества жизни путем обучения эффективным моделям мышления) — около семи лет в качестве консультанта и руководителя семинаров, ограниченное знакомство с массажем, телесными практиками, интегральной йогой Шри Ауробиндо и некоторыми медитативными практиками.
    В дыхании меня прежде всего привлекали возможности соединить известные мне методы психологии с духовными практиками, глубже изучить свой внутренний мир и снять все мышечные, эмоциональные и ментальные блоки, которые не удалось снять использованными ранее методами. Семинары и консультирование требовали большого расхода энергии и вызывали необходимость восстановления сил и глубокой работы по самоочищению и самосовершенствованию, а мои знакомые психологи либо не обладали достаточной квалификацией, либо были слишком заняты, чтобы регулярно проводить такую работу. По тому, что мне было известно о дыхании (в основном работы С.Грофа), оно позволяло провести такую работу.
    Последние полтора года я регулярно посещал занятия у И.Н.Ш., обычно два раза в неделю. Мое знакомство и первая беседа вызвали больше вопросов, чем дали ответов и пробудили некое смятение чувств, поскольку были задеты несколько болевых точек, связанных с моей психологической деятельностью. Я решил попробовать, доверившись интуиции, отнесясь к этому как к эксперименту, вызову, исследованию.
    Сначала было физически и эмоционально тяжело, но помогли занятия спортом (бегом и лыжами). Адаптация к интенсивному дыханию прошла довольно быстро - примерно десять занятий. Потом примерно 3-5 месяцев ушло на то, чтобы научиться следовать за дыханием, то есть дышать спонтанно, естественно, так, как подсказывает физическое тело, а не ум.
    Длительные занятия психологией помогали в том, что касается практики самонаблюдения: отслеживание физиологии, ощущений, эмоций, мыслей. С другой стороны, они закрепили жесткие шаблоны стереотипов мышления, мешали следовать спонтанным процессам, пытаясь направить их в привычные рамки - все анализировать, оценивать, добиваться «правильного дыхания».
    За этот период я заметил улучшение своего физического и эмоционального состояния. Стало больше энергии, увеличилась психологическая устойчивость, что отразилось на работе и очень помогло при проведении семинаров по НЛП.
    Особенно сильно занятия дыханием повлияли на творчество - сочинение стихов, возникновение новых идей, планов, проектов и т.д. Затем наступил длительный этап (он продолжается и по настоящее время), который можно назвать условно очищение на глубинном уровне - этап осознания корней личностных проблем. Для него характерно прохождение череды испытаний, исканий, прохождение сложных ситуаций, переоценки ценностей, разрывы старых связей и образование новых, открытие в себе новых способностей и возможностей, повышение уровня ответственности при принятии решений. Во много раз повысилась чувствительность, тонкость восприятия, умение замечать мельчайшие изменения в своем состоянии и состоянии других людей.
    Все больше возрастает способность сохранять душевное равновесие в кризисных ситуациях. Многое из того, что раньше представлялось абсолютно верным: всесилие позитивного мышления, возможность решать проблемы только мягкими, щадящими методами за короткое время и мн. др. - перестали быть очевидными. Происходит смена ориентиров в жизни: вместо явных и скрытых эгоистических мотивов - стремления к успеху, развитию личных способностей, достижений; на смену взаимоотношениям, основанным на личной выгоде, конкуренции, все больше и больше приходят идущие от сердца искренность, милосердие, терпимость, стремление воспринимать с разных сторон, разных точек зрения, спокойно, взвешенно, с чувством ответственности принимать решения. Вместо вопроса: «что я могу получить от жизни?», - главным становится вопрос: «что я могу дать жизни?» Стремление получить от мира сменяет устремленность дать миру. Далее я хотел бы поделиться своими наблюдениями за тем, что происходило со мной во время дыхания и размышлениями по этому поводу.
    По всем признакам: расслабление мышц тела, изменение пространственного, временного восприятия, провалы в сон и полусон и мн. др. - во время дыхания происходит изменение состояния сознания, оно расширяется. Работа правого и левого полушария, верхних и нижних отделов мозга синхронизируется. На смену β-волнам, генерируемым мозгом (бодрствующее состояние), приходят α-волны (состояние между сном и бодрствованием) и θ-волны (сон). Высокая интенсивность дыхания поддерживает состояние осознания и удерживает внимание на наиболее важном, актуальном тем, что вызывает наиболее сильные эмоции (положительные или отрицательные), наиболее интенсивные мысли, наиболее острые ощущения.
    Все это ориентирует мозг и все тело на решение насущных проблем целостно, используя все ресурсы тела и мозга всего человеческого организма. Решения, нужная энергия, состояния приходят за счет целостного восприятия прошлого опыта, всестороннего осознания того, что происходит в настоящем и намечается в будущем во всех взаимосвязях. Осознание того, с чем нужно работать сейчас происходит спонтанно, а не в зависимости от личных желаний, логики, заранее намеченных целей. Попытки решать проблемы, используя дыхание по своему желанию, только усугубляют их.

Михаил Витинский
17.01.03

> > вернуться к отзывам