Занятия ведет автор метода Шавалда Игорь Николаевич

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПСИХОТЕХНИК.

    В настоящее время наблюдается наплыв "психологических технологий", которые используются в индивидуальной и групповой формах психотерапевтической работы с клиентами. Это NLP, психосинтез, дианетика, психодрама, гештальттерапия, позитивная психотерапия, дыхательные практики, йога и т. д. Немалое место среди них занимают такие, в которых используются расширенные состояния сознания, например, дыхательные практики [1].
    В ходе истории человечество выработало тысячи дыхательных психотехнологий. В следствие естественной эволюции некоторые из них остались в прошлом, другие в определенные периоды становились более совершенными и актуальными. В настоящее время в России применяют различные психотехнологии дыхания — как восточные, так и западные, собственно российские и относящиеся к другим культурам.
    По критерию направленности их основного действия дыхательные практики можно разделить следующим образом:

  1. Духовно-энергетические дыхательные технологии: пранаяма, даосские практики, практики американских индейцев и другие;
  2. Дыхательные практики, созданные специально для задач общего оздоровления, профилактики и лечения ряда заболеваний. К ним относятся, например, методы Стрельниковой, Бутейко, Фролова и другие;
  3. Интенсивные дыхательные психотехнологии, основной целью которых является решение психологических и психотерапевтических проблем, установление связей между сознанием и физическим телом, расширение восприятия и воззрения на мир. К ним относятся: ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн и свободное дыхание. Эти направления используют в своем рабочем режиме преимущественно связное глубокое дыхание, что приводит в большей или меньшей степени к эффекту гипервентиляции. Стоит отметить, что сдвиг организма только в сторону гипервентиляции может сопровождаться значительными побочными эффектами. Недостатки дыхательных практик данного класса будут описаны ниже [2].

    После выхода в свет книг Станислава Грофа многие пробуют самостоятельно проводить дыхательные практики. Это приводит к тому, что люди путают холотропное дыхание с кислородным отравлением. Использование интенсивных технологий без обучения может приводить к негативным последствиям. Поэтому я надеюсь, что эта статья поможет людям разобраться, с чем именно они экспериментируют в области дыхательных практик [1].
    Дыхательные практики бывают различных типов. Среди техник, использующих расширенные и измененные состояния сознания, условно можно выделить два основных подхода: трансцендентный и интегративный.
    Интенсивные дыхательные психотехнологии В.В. Козлов, создатель научной школы «интегративная психология» относит к интегративным психотехнологиям.
    Трансцендентный подход (от латинского transcendere - выходить за пределы) принимает материальный мир как иллюзорный. При этом усилия человека концентрируются на прохождении сквозь иллюзию к Реальности. Благодаря этому, многие, практикующие дыхательные практики, йогу, медитации и т. д. используют эти методы как средство ухода от трудностей мира материальных объектов в мир собственных фантазий.
    Кроме того, трансцендентные пути трансформации и развития могут быть небезопасными, как и неправильное применение дыхательных практик. Чтобы избежать всех этих неприятностей необходим постоянный контакт с опытным наставником. Так, во время занятия дыхательной практикой учитель будет следить за правильностью выполнения всех процессов.
    Для получения заметных результатов на пути трансценденции требуются месяцы и годы регулярных занятий, желательно частичное или временное ограничение взаимодействия с внешним миром. Поэтому на протяжении всей истории человечества создавались некие эзотерические сообщества и закрытые религиозные социальные ниши, чтобы создать определенную групповую субкультуру вне пределов профанической жизни.
    Интегративный подход (от латинского integratio - восстановление, integer - целое) принимает тотальную реальность материального мира объективной и предлагает не бороться с материальным миром, порождая фрагментарность сознания, а принять его полностью, тем самым достигая целостности осознания. Он также использует различные дыхательные практики. Причем дыхательные практики используются различной направленности. Усилия человека сосредоточены на осознании конфликтов и напряжений в своем сознании и путей их интеграции. Интегративные психотехнологии не уводят человека от материального мира.
    Применение интенсивных интегративных психотехнологий в практической психологии и психотерапии продиктовано несколькими предпосылками:
- уплотнение событийной канвы жизни требует в социальной работе психотехник, которые соответствуют "духу времени", обладают высокой эффективностью и быстротой действия;
- интегративные психотехнологии обладают качеством безопасности для психики и тела человека;
- интегративные психотехнологии обладают высокой мерой свободы клиента - любой человек или малая группа, освоившие навыки применения психотехник в этом направлении, могут применять их в своей жизни, деятельности без помощи специалиста (исключением является Холотропное дыхание);
- интегративные психотехнологии не отрывают человека от реальной жизни, а способствуют большей погруженности в деятельность, повышению творческого потенциала человека, его личностной самоактуализации [1].
    Исследование интегративных дыхательных психотехнологий берет начало в 60-х годах XX века. Считается, что пионерами в таких исследованиях стали Станислав Гроф и Леонард Орр. Техники осознанного связного дыхания вошли в арсенал современной практической психологии в 70-х годах, а к нам они попали лишь в конце 80-х. В сентябре 1988 г. Советский Союз посетила Сандра Рэй, одна из ведущих ребеферов Америки, ученица и ближайшая сподвижница Леонарда Орра. Весной 1989 г. при содействии Московского Всесоюзного центра психоэндокринологии Станислав и Кристина Гроф приехали в Москву. Они прочитали несколько лекций по трансперсональной психологии и провели семинар по Холотропному дыханию для медиков-профессионалов [1].
    Существует несколько разновидностей психотехнологий связного дыхания:

      1. Ребефинг (Rebirthing)- основатель Леонард Орр, 1962;
      2. Холотропное дыхание (Holotropic Breath) — Станислав Гроф, 1970;
      3. Вайвейшн (Vivation) — Джим Ленард и Фил Лаут, 1975;
      4. Свободное дыхание (Free Breath) — Сергей Всехсвятский.

    Существует два понятия свободного дыхания. Во-первых: свободное дыхание как отдельная методика, о чем речь пойдет ниже. Во-вторых: свободное дыхание как раздел современной психологии, обеспечивающий естественность протекающих процессов и объединяющий многие методики. Свободное дыхание - это комплекс методик, объединенных безусловным принятием всего происходящего, полным или частичным использованием связного типа дыхания, обеспечивающим расширенное состояние сознания [3].
    Связное дыхание - это дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Этот тип дыхания первичен и весь живой мир дышит именно так. У человека процесс дыхания непрерывен во внутриутробном периоде и новорожденный тоже постоянно поддерживает непрерывный тип дыхания. Такой тип дыхания включается во сне примерно до 12-13 лет [6]. С увеличением роли сознания человек все больше теряет связность дыхания: все больше ограничений поведения и психологических процессов приводит к зажиманию человеком отреагирования и поведения, а вместе с ними происходит задержка дыхания. Теряя связность дыхания, человек теряет процессы саногенеза, им запускаемые [4]. Восстанавливая непрерывность дыхательного цикла, снимаются зажимы психики и запускаются процессы саногенеза [3]
    В европейской культуре дыхательные техники были заново открыты в начале 70-х годов XX века. Впервые техника связного осознанного дыхания была использована в ребефинге.
    Ребефинг (от англ. rebirthing - возрождение, духовное воскресение) - система связного осознанного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего - травмы рождения. Основные задачи ребефинга: научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух, разгадать тайну рождения-смерти, и, включив тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа (Orr L., 1984). Ребефинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К последствиям травмы родов относится следующее:

  1. Стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом рождения, и психологический, связанный с отношением родителей, матери к ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);
  2. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого целого, а как имеющего две независимо существующие составные части, положительную и отрицательную), и как следствие - деление выбора суждений на “плохо” и “хорошо”;
  3. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии “запускающих” какое-то заболевание);
  4. психологические нарушения такие как страхи и тревоги (Лебедев В.И., 1989).

    Дыхание, используемое в процессе ребефинга, следующее: связное с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью расслабленным, пассивным выдохом [5]. Внутри ребефинга разработаны различные форматы: сухой, водный, с зеркалом, глаза в глаза и др. Особенное значение уделяется работе с аффирмациями. Форма взаимодействия с клиентом - индивидуальная. Особым методом работы является консультация по сознательному преуспеванию.
     Развитие методики Леонарда Орра продолжили и расширили другие исследователи - например, Сандра Рэй, разработавшая “тренинг любящих отношений” (Loving Relationships) и др. Тренинг Любящих Взаимоотношений (LRT) - тонко и подробно разработанная психотехнология, использующая связное дыхание, элементы коммуникативных тренингов, работу с аффирмациями (глубинными утверждениями). Акцент делается на концепции "Мысли творят реальность". Система состоит из множества упражнений, техник и процессов, позволяющих прояснить "негативные мысли" и начать улучшать качество отношения к себе, своему телу, к родителям, сексу, деньгам, работе, Богу и т. д. "Отношения - это все" (Orr L., Ray S., 1983).
    Джим Леонард ввёл в практику Свободного Дыхания понятия “пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им была создана в 1979 году техника “vivation”. Эта техника позволила расширить применение ребефинга до практически любых психологических ситуаций. Вайвейшн (от лат. vivation, vivo - жить, vividus - полный жизни, живой, пламенный, сильный), другое название метода - интегративный ребефинг. По мнению создателей вайвейшн, необходимо не только высвобождение, но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. Поэтому в вайвейшн существует понятие 5 элементов процесса, которые позволяют быстро и эффективно прийти к интеграции. Этими элементами являются: циклическое дыхание, полное расслабление, детальное осознание, интеграция в экстазе, делай то, что ты делаешь, желания достаточно. В методике вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания. Существуют различные ступени обучения интеграции: сухой вайвейшн, водный вайвейшн, амбулаторный как закрепление навыка интеграции в повседневной жизни (за едой, за рулем автомобиля и т.д.).

    Метод холотропного дыхания.
     Слово "холотропный" буквально означает "стремящийся к целостности" (от греч. holos - целое и trepein - движущийся в определенном направлении). Холотропное дыхание является наиболее разработанной техникой работы со связным дыханием. Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются: более глубокое и быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии; специально подобранная музыка, которая создает "несущую волну" и способствует высвобождению подавленного эмоционального материала; помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом (Гроф С., 1991, 1992). Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности - рисование мандал, свободные танцы, лепка из глины и пр. Форма работы в основном групповая, при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом - в роли сидящего (ситтера). Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора. Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, описать можно так: связное, в два раза чаще и в два раза глубже обычного; с форсированным выдохом.
    Свободное дыхание определяется как «уникальная техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его сознания и освобождающая его психику от груза накопленных стрессов» [6]. Эту технику человек может использовать, по утверждению авторов, самостоятельно после краткого (6-8 занятий) обучения. Свободное дыхание - более технологизированный, теоретически разработанный российский вариант использования связного естественного дыхания. Это техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его сознания и освобождающая его психику от груза накопленных стрессов. Она устраняет разделение, раздробленность сознания, делает его цельным, дает человеку возможность воспринимать мир в его единстве. Ее конечная цель - полная интеграция личности и сознания [5]. На технологическом уровне Свободное дыхание выражается в 5 элементах: полное расслабление, связное дыхание, объемное внимание, гибкость контекста, активное доверие. Каждый элемент имеет глубокое теоретическое обоснование, а их сочетание - системный характер. Большое внимание уделяется технике дыхания и контекстуальному использованию различных классов дыхания. В рамках Свободного дыхания разработаны различные форматы работы: сухой и водный процессы, процессы с зеркалом и глаза в глаза, контекстуальные процессы, направленные на решение определенного круга проблем.
    Как мы уже отмечали, описанные методы используют в своем рабочем режиме преимущественно связное глубокое дыхание, что в большей или меньшей степени приводит к гипервентиляционному эффекту. Сдвиг организма только в сторону гипервентиляции может сопровождаться значительными побочными эффектами [2].
    Большой практический опыт, научные исследования этих технологий совместно с Институтом Мозга РАН и другими организациями позволили ученым сделать выводы относительно эффективности, побочных эффектов и границ применяемости этих методов [2].
    Перечислим некоторые недостатки и побочные эффекты этих методов. Более подробно эту тему мы раскроем в другой статье.

  1. Использование только интенсивных дыхательных психотехник (Ребефинг, Вайвэйшн, Свободное и Холотропное дыхание) приводит, как правило, к своеобразной перегрузке клеток организма (он «сдвигается» только в сторону гипервентиляционных эффектов) и становится препятствием для энергетического и физического развития занимающихся.
  2. Распаковка физических и психических проблем, имеющих локальную фиксированную форму в проекции тех или иных органов, во время дыхательных практик требует немалого количества энергии. Оставшегося свободного ресурса этой энергии может не хватать на трансформацию «осколков» этих проблем в светящуюся тонкую матери как у самого занимающегося, так и у ведущего дыхательных сессий. В этом случае проблема до конца не решается, она лишь видоизменяется из локальной («фиксированной») в распределенную («осколочную»).
  3. При неумелых действиях и отсутствия должной энергоинформационной подготовки ведущего группы по трансформации многоуровневых, многослойных проблем группы в целом проблемы одного человека в группе могут передаваться частично или полностью другому человеку или же разрешаться за счет него.
  4. Как правило, гипервентиляционные дыхательные психотехники вытесняют управляющий психический фактор в более тонкие энерго-информационные слои, что может вызвать у отдельных занимающихся длительную нестабильность эмоционально-психического состояния и даже социальную и физическую дезориентацию.
  5. Перечисленные выше эффекты организм человека компенсирует, как правило, путем создания защитных оболочек, что приводит к затруднению энергоинформационного обмена с окружающей средой и сдерживанию развития занимающихся [2].

    Кроме того, в интенсивных дыхательных психотехнологиях часто используются дополнительные психологические и другие воздействия, и многие и з них могут быть излишне структурированными. Эти методы оперируют конкретными интерпретационными блоками — музыкой, установками, программированием (через кодирование, якорение) и перепрограммированием (например, аффирмации), отчасти гипнозом, ритуалами и т.п., что вызывает побочные эффекты в виде образования кристаллизованных (жесткоупорядоченных_ энергоинформационных структур. Последние препятствуют получению более живительных, светящихся  материальных психических субстанций, которые могут быть описаны абстрактными интерпретаторами.
    В связи с вышеизложенным можно сказать. Что основной целью применения интенсивных дыхательных психотехнологий является оздоровление психики путем смены неэффективных мировоззренческих установок занимающихся и проработки определенного спектра их психических и психофизиологических проблем. Для обновления и активизации этого сообщества и самих интенсивных дыхательных психотехнологий необходимо нахождение нового феномена, который задал бы вектор нового. Действительно активного развития этого сообщества при развитии новейших дыхательных психотехнологий.
    Одной из целей разработки нового класса биоэнергетических дыхательных психотехнологий как раз и было сохранение положительных эффектов известных интенсивных дыхательных психотехнологий при одновременном устранении возникающих при их использовании побочных эффектов [2].
    Одна из таких методик - «Адаптивное постпроизвольное дыхание», которой и  посвящен данный сайт. Подробнее о методе можно узнать в разделе «О методе», «Озывы».
Нельзя переоценивать занятия дыханием. Нельзя считать его решением всех проблем. Это - инструмент. Инструмент осознания. Эффективность инструмента зависит от того, кто его использует. Дыхание - инструмент, который позволяет в полной мере осознать то неисчерпаемое количество тайн, которые скрыты в обыкновенных вещах. Все, что нам необходимо делать, это быть внимательным и идти вглубь всего того, чем мы занимаемся.
    Современные интенсивные интегративные дыхательные психотехнологии - открытое пространство теории, концепции, умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни.
    Есть такое гавайское слово - «охана». Его современное значение - «семья». Но в былые времена слово это относилось к более широкому сообществу людей и буквально означало «люди, которые дышат вместе». Когда миссионеры прибыли на Гавайские острова, аборигены прозвали их «хаолами» - «людьми, не имеющими дыхания»… [7]

Материал подготовила Ольга Стриж

Литература:

  1. Т. Гинзбург «Интегративные дыхательные практики — это психотехники будущего»
  2. А. Захаревич «Биоэнергетические дыхательные психотехнологии, 2009
  3. С.В.Васильев; Ивановская государственная медицинская академия - Иваново, 1996.
  4.  Всехсвятский С., 1994
  5. Козлов В., «Интегративная психология»
  6. Коляну Н.М. «Введение в психотехнику свободного дыхания»,1992
  7. Шавалда И.Н., «Дыхательные психотехнологии в психологическом консультировании», 2006