Занятия ведет автор метода Шавалда Игорь Николаевич

Обзор базовых методик оздоровительного дыхания.

    В новое время в Европе по мере развития медицинской науки снова возродился интерес к овладению оптимальными режимами функционирования дыхательной системы человека.
    В конце XIX века немец Лео Кофлер разрабатывает свою дыхательную систему, известную как система трехфазного дыхания, и пропагандирует ее через свои «школы правильного дыхания». Сам Лео Кофлер был певцом, но вынужден был уйти со сцены из-за туберкулеза. Это-то и заставило его искать способ выздороветь и вернуться на сцену, что он с успехом и сделал благодаря своей дыхательной гимнастике. Огромное число последователей Кофлера, дыша по правилу трехфазного дыхания (вдох - выдох - пауза), излечивались от многих легочных заболеваний, в том числе и от такого смертельного в то время заболевания, как чахотка. Ученики Кофлера распространили его систему трехфазного дыхания по всему свету.
     В начале XX века большой популярностью пользовалась оздоровительная система И. Мюллера. Она включала в себя и множество дыхательных упражнений. Первая брошюра Мюллера вышла в 1904 году; и в дальнейшем такие его многочисленные тоненькие книжечки, как «Новейшая гигиена здоровья и красоты: Гигиенические советы. Иллюстрированный сборник новейших гигиенических упражнений с 26 рисунками», или «Моя система для дам», или «Моя система дыхательных упражнений. Пять минут в день», расходились огромными тиражами во многих странах мира. Для дыхательных упражнений Мюллера характерно глубокое и ритмичное дыхание без каких-либо пауз. Автор призывает не задерживать дыхания и не делать коротких вдохов и выдохов. Для усиления эффекта практик предлагается делать различные физические движения типа наклонов туловища. Дыхание при быстром темпе упражнений частично совпадает с движениями, а частично осуществляется, наоборот, в затрудняющей движение противофазе. Именно такой разнообразный набор тренирующих движений и позволял достигать заметный оздоровительный эффект. В 30-е годы эта система была популярной и в нашей стране.    
     Кроме дыхательной системы Мюллера в СССР в первой половине XX века также были распространены дыхательные упражнения Лобановой, которая прежде обучалась по системе Кофлера, а затем модернизировала его принцип трехфазного дыхания. Ольга Лобанова преподавала курс дыхания в Институте ритмики и театре им. Евгения Вахтангова. Еще в ряде театров она занималась постановкой голоса актеров, много выступала в печати. В 1923 году вышла ее книга «Правильное дыхание, речь и пение». Основные принципы гимнастики Лобановой - паузы на вдохе и, особенно на выдохе и поверхностное дыхание (выдох «не до дна»). Это направление продолжила Елена Попова, преподаватель курса фортепиано в Московском хореографическом училище. Зная, как снимает утомление система упражнений Лобановой, она начала учить своих учеников также и трехфазному дыханию. Через некоторое время Министерство культуры СССР ввело в учебный план хореографических училищ специальный предмет - дыхательную гимнастику по методу Лобановой - Поповой. Эту работу в 50—60-х годах продолжили и развили ее ученики М. Шапкин и Е. Лукьянова.
     В 70—80-е годы в ведущих газетах нашей страны появились статьи  о парадоксальной гимнастике А. Стрельниковой. В молодости А. Стрельникова была певицей, потеряла голос из-за перенапряжения связок, стала преподавать пение и осуществлять постановку голоса в ряде московских театров. Беспокойство за своих учеников привело ее к созданию нового комплекса дыхательных упражнений, помогающих восстановить голос. А. Стрельниковой выдано авторское свидетельство на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса». Случайно Стрельникова обнаружила в своей системе дополнительные лечебные свойства. Отправная идея этой гимнастики: человек в жизни часто работает, затаив дыхание. Такое дыхание в медицине называют поверхностным. Главное - правильная организация вдоха и выдоха. Стрельникова рекомендует для этого быстрый вдох носом каждую секунду в сопровождении упражнений. Вдох активный, напряженный, короткий, обязательно шумный и обязательно через нос - «яростное нюханье воздуха». Выдох незаметный, о нем не надо думать, он происходит сам собой (иногда выдох через рот).
    В это же время Ю. Вилунас открыл и начал использовать «рыдающее дыхание». Цель данного метода - оздоровление организма, восстановление баланса кислорода и углекислого газа в крови. Для чего необходимо дышать таким образом, чтобы выдох был длиннее вдоха. И сделать это можно с помощью дыхания плача, «рыдающего дыхания». Когда человек начинает рыдать, носовое дыхание прекращается: человек дышит ртом, инстинктивно делая продолжительные выдохи. Существует определенная техника «рыдающего дыхания».
     В 50—60-х годах прошлого века врач К. Бутейко, автор изобретения «Способ волевой ликвидации глубокого дыхания, или способ ВЛГД», продолжил линию гимнастик, направленных на волевое уменьшение глубины дыхания. Но, в отличие от предшественников, он подвел под свою систему упражнений, разработанную базу сведений, накопленных к тому времени биологической и медицинской наукой. Можно заметить, что по методам и принципам дыхательные гимнастики Стрельниковой и Бутейко, да и многие другие - ближайшие «родственники».
     В ушедшем веке во многих странах мира пользовались популярностью самые различные способы ограничения дыхания. Американцы предлагали своим пациентам дышать в бумажный пакет, заклеивали рот пластырем, заставляя дышать только носом, особенно во сне. Одновременно применялись приборы, ограничивающие глубину дыхания и изменяющие газовый состав дыхательной смеси по сравнению с обычным воздухом. В нашей стране, например, известны камера Стрелкова, аппарат Фролова и т. д.
     Наиболее широкую известность получил дыхательный тренажер В.Ф. Фролова: «Анализ достоинств и недостатков метода Бутейко, - вспоминает В.Ф. Фролов, - имел вполне конкретную цель. Все глубже в мое сознание проникала идея создания прибора для каждого человека. Это должен быть недорогой и одновременно эффективный  индивидуальный прибор, с помощью которого можно действительно обеспечить хорошее здоровье».
    Чтобы получить оздоровительный эффект одновременно от альвеолярной гипоксии (метод Р. Стрелкова) и гиперкапнии (метод К. Бутейко), Фролов предусмотрел следующие режимы:
    - некоторое сопротивление вдоху и выдоху;
     - увеличение объема дыхательного пространства за счет третьей емкости;
     - возвратный режим дыхания.
     Эта научно обоснованная технология дыхания вскрывает естественные резервы организма, которые заложены в человеке, точнее, в устройстве его органов дыхания - легких. Суть используемых резервов состоит в том, что совершенствуется механизм дыхания, и таким путем достигается наилучшая энергетизация крови в легких. Указанный эффект обусловливается слабым и точным давлением надува легких в фазе выдоха в дыхательных циклах. Эту задачу и решает тренажер Фролова - выдох через тренажер встречает именно то сопротивление (точное давление надува легких), при котором  в кровь проникает наибольшее количество кислорода. (А.А.Степанов «Дыхание по Фролову»)
     Если кратко обобщить дыхательные гимнастики, возникшие за последние сто лет, то все они построены на весьма близких принципах. Методики Кофлера и Лобановой основаны на задержках дыхания и поверхностных способах его осуществления. Система Мюллера - на затруднениях дыхания за счет параллельных физических упражнений. Гимнастика Стрельниковой - это затруднение дыхания и поверхностное дыхание. У Бутейко - тоже очень близкие методики. Все рассмотренные нами дыхательные гимнастики построены на упражнениях, главными элементами которых являются:
       - искусственное затруднение дыхания;
       - искусственная задержка дыхания;
       - искусственное замедление дыхания;
       - искусственное поверхностное дыхание.
     Все эти элементы можно объединить одним общим названием - «обеднение» дыхания.
     Основная цель подобных дыхательных практик - оздоровление физического организма.
    Противоположные по стилям дыхательные практики всегда основаны на активизации форсирования дыхания, включают в себя более глубокое и частое дыхание. Они рассчитаны на достижение иных результатов.