Занятия ведет автор метода Шавалда Игорь Николаевич

Теоретические предпосылки возникновения и развития дыхательных психотехник.

    Большое влияние на формирование холотропной психотерапевтической стратегии оказали взгляды таких ученых как Альфред Адлер, Вильгельм Райх, Отто Ранг, К. Г. Юнг, Роберто Ассаджиоли, Александр Лоуэн и многих других.
    По интерпретации Адлера, предрасположенность к неврозам происходит из программирования в детстве, характеризующегося чрезмерной опекой, отверженностью или смешением того и другого. Из-за этого возникает негативный образ себя и невротическое стремление к превосходству для компенсации утрированной уязвимости и тревожности. В результате такой самоцентрированной жизненной стратегии невротик оказывается неспособным справляться с проблемами и получать удовольствие от социальной жизни. Невротические симптомы являются интегральными аспектами единой системы адаптации, которую индивид сумел построить на основе ошибочного толкования своего окружения. И если в концептуальной системе Фрейда все объясняется обстоятельствами прошлого, следующими жесткой линии причин и следствий, то индивидуальная психология Адлера подчеркивает телеологический принцип. План невротика всегда будет искусственным, и части его должны оставаться неосознанными, потому что они противоречат реальности. Цель терапии — не позволить пациенту жить в этом вымысле и помочь ему признать одностороннюю, стерильную и в конечном счете саморазрушительную природу таких установок.
     Вильгельм Райх привнес в глубинную психологию уникальное понимание динамики сексуальной энергии и энергетической экономии в психопатологических симптомах. Он считал, что вы теснение первоначальной травмы подкрепляется подавлением сексуальности и блокированием сексуального оргазма. Именно подавление сексуальных чувств вместе с соответствующей на работкой мышечной «брони» и особенных характерологических установок составляет, по его мнению, реальный невроз, а психопатологические симптомы являются лишь его вторичными, видимыми проявлениями. Ключевым фактором, определяющим эмоциональное здоровье или болезнь, является экономия сексуальной энергии, баланс между накоплением и разрядкой. Тера пия заключается в высвобождении накопленной и сдерживаемой сексуальной энергии и в избавлении от мышечной брони при помощи системы упражнений, в которых используется дыхание и непосредственная работа с телом.
     Отто Ранк усомнился в фрейдовской теории сексуального происхождения неврозов и сместил этиологический фокус на травму рождения. Он считал, что во всяком невротическом симптоме кроется попытка экстериоризации и интеграции этого фундаментального для человеческой жизни эмоционального и биологического шока. Следовательно, нельзя ожидать реального излечения невроза до тех пор, пока пациент не столкнется с этим событием в терапевтической ситуации. Учитывая природу травмы рождения, можно заключить, что вербальная терапия малоэффективна и должна уступить место непосредственному переживанию.
     Еще одной интересной и важной системой психотерапии, вышедшей из психоанализа и рассматривающей особые состояния сознания, был психосинтезитальянского психиатра Р. Ассаджиоли (1976). Его концептуальная система основана на предположении, что индивид пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Главное внимание в ней уделяется положительным, творческим и радостным элементам человеческой природы, и при этом подчеркивается значимость волевой функции. Картография личности, по Р. Ассаджиоли, имеет некоторое сходство с моделью К. Г. Юнга, так как включает духовные области и коллективные элементы психики.
    Важным элементом психосинтеза является понятие субличностей - динамических подструктур личности, которые обладают относительно независимым существованием. Самые привычные субличности - те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни. Опрос психологами американских актеров показал, что большинство из них «переносят» какие-то черты своих сценических образов на реальную жизнь (И. С. Кон, 1984).
    Важно, что терапевтический процесс психосинтеза включает четыре последовательные стадии. На первой стадии пациент узнает о различных элементах своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами и приобретение способности их контролировать. После того, как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза, для которого характерна кульминация процесса самореализации и интеграция всех субличностей вокруг нового центра.
    К. Г. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представления разительно отличались от фрейдовских. Он рассматривал психику как комплиментарное взаимодействие сознательных и бессознательных компонентов при их непрерывном взаимообмене. К. Г. Юнг считал бессознательное творческим, разумным принципом, связующим индивида со всем человечеством, природой, космосом. Согласно его взглядам, бессознательное не только подвластно историческому детерминизму (переносу) - у него есть и проективная, телеологическая функция, где события-следствия определяются не причинами, а изначально заданной целью.
     Изучая специфическую динамику бессознательного, К Г. Юнг открыл функциональные единицы, для которых назвал комплексами. Комплексы - это структуры психических элементов - идей, мнений, отношений и убеждений, - объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Ему удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, внутренних сил, которые он назвал архетипами.
     Так, архетип матери определяет отношение к материальному женскому принципу (мать - семья - племя - реальный мир), архетип отца - к духовному мужскому принципу (отец-закон - общество мужчин — Бог и религия), архетип Я — к принципам порядка и объединения.
     К. Г. Юнг открыл, что в ядре каждого комплекса архетипические элементы тесно переплетаются с различными аспек­тами физической среды. Сначала он посчитал это знаком того, что проявляющийся архетип создает предрасположенность к поведению определенного типа. Позже, исследуя случаи необыкновенных совпадений, синхронностей, которые сопровождают этот процесс, он пришел к выводу, что архетипы должны каким-то образом влиять на саму ткань феноменального мира. Поскольку они представлялись связующим звеном меж­ду материей и психикой, он называл их психоидами.
     Тщательно проанализировав свои собственные особые состояния сознания и такие же феномены у своих пациентов (сновидения, фантазии, иллюзии, галлюцинации у психотиков), К. Г. Юнг выяснил, что в них обычно содержатся образы и мотивы, характерные не только для мест, разделенных большими расстояниями по всему миру, но и для различных периодов истории человечества. Он пришел к выводу, что, помимо индивидуального бессознательного, существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Сравнительную религию и всемирную мифологию можно поэтому рассматривать как уникальный источник информации о коллективных аспектах бессознательного. Таким образом, переживания индивида в особых состояниях сознания можно считать индивидуальными мифами, а мифы — продукцией особых состоянии сознания коллектива.
     К. Г. Юнг иначе, чем 3. Фрейд, относился к основному понятию психоанализа - к либидо. Он видел в нем  не строго биологическую силу, направленную к механической разряд­ке, но созидательную силу природы - космический принцип, сравнимый с жизненным порывом. Истинная оценка духов­ности и понимание либидо как космической силы нашли свое отражение в уникальной концепции К. Г. Юнга о функции символов. Для 3. Фрейда символ был аналогом чего-то уже известного, или аллюзией. В психоанализе один образ используется вместо какого-то другого, обычно имеющего запрещенное сексуальное или агрессивное значение. К. Г. Юнг называл это знаками. По его мнению, настоящий символ указывает вне себя, на более высокий уровень сознания. Это лучший из  возможных способов обозначения того, что неизвестно, некоего архетипа, который нельзя выразить яснее или точнее.
     Подобное творческое развитие психоаналитических идей привело к тому, что стали предприниматься попытки построить новую или альтернативную картину психотерапевтического видения мира.