Занятия ведет автор метода Шавалда Игорь Николаевич

О базовых перинатальных матрицах.

    Для понимания продукции, появляющейся во время терапевтических особых состояний сознания, существует множество схем в самых разных подходах (регрессия к определенным стадиям психосексуального развития, условно-рефлекторные паттерны и пр.), но наиболее оправданной клинически нам предоставляется  модель С. Грофа (1991).
    Модель включает в себя четыре типичные матрицы переживаний, несущие собственное эмоциональное и психосоматическое содержание и выступающие как принципы организации материала на других уровнях бессознательного. Они имеют отношение к реальным событиям биографического уровня, касающимся процесса рождения, психического насилия и физических травм, они связаны с эрогенными специфическими психоаналитическими зонами, могут объяснять актуальную психопатологию, и находят свое отражение на архетипическом уровне. По мнению С. Грофа, эти матрицы первоначально формируются на перинатальном уровне.
    Термин «перинатальный» - составное греческое слово, в котором приставка peri означает «вокруг» или «поблизости», а корень natalis указывает на отношение к рождению. Это слово будем применять для обозначения периода внутриутробного развития, родовой деятельности и процессов, следующих непосредственно за родами.
     Перинатальные переживания организованы в типичные тематические группы, базовые характеристики которых эмпирически связаны с анатомическими, физиологическими и биохимическими аспектами определенных клинических стадий рождения. Несмотря на свою тесную связь с биологическим рождением, перинатальный процесс выходит за рамки биологии и содержит важные психологические, философские и духовные измерения. События, связанные с различными этапами родовой деятельности, как правило, перемежаются или ассоциируются с многочисленными религиозными, мистическими, мифологическими, архетипическими, историческими, социополитическими антропологическими и филогенетическими трансперсональными переживаниями.
     Трансперсональный материал - архетипические сюжеты и мифологические мотивы коллективной памяти человечества - вплетается в орнамент субъективного опыта, видоизменяя структуру психики человека. Тонкое переплетение общечеловеческих архетипов и личного опыта указывает на то, что сфера перинатальных воспоминаний располагается на грани­це индивидуального и коллективного бессознательного. Эмоционально заряженные биографические элементы в воспоминаниях появляются не изолированно, а образуют определенные сгустки памяти, которые С. Гроф назвал системами конденсированного опыта. Самые значимые из них связаны с определенными аспектами процесса рождения, т. е. с перинатальным уровнем психики. Желание вернуться к безмятежному младенческому состоянию, стремление снова восстановить состояние тотальной полноты и совершенства, пережитое однажды в материнской утробе, оказывается первичной мотивирующей силой у каждого человека. Этот принцип лежит в основе неизбежного счастливого завершения всех волшебных сказок, а также потребности артиста в одобрении публики или гонки за богатством, высоким положением и славой. К сожалению, ненасытную жажду или нужду не удовлетворишь никакими успехами и достижениями во внешнем мире. Неполнота человеческой жизни объясняется тем, что люди не справились с травмой рождения и страхом смерти. Родившись анатомически, человек не завершил и не интегрировал этот процесс психологически. И потому возможное единственное решение избавления от паранойи страдальчества заложено в индивидуальной трансформации каждого человеческого существа, направленной на восстановление связи с собственным бессознательным.
     С незапамятных времен во многих древних культурах существовали ритуалы посвящения и инициации, которые способствовали возникновению перинатальных переживаний, являющихся выражением глубинных уровней бессознательного. Главным лейтмотивом священных мистерий являлось осозна­ние того факта, что начало жизни есть то же самое, что и ее конец. Боль рождения и агония умирания неразделимы в человеке - человеческое существование кончается тем же переживанием, с которого оно началось. Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно, Антагонизм рождения и смерти, противоборство Эроса и Танатоса, противостояние Деметры и Плутона—не более чем иллюзия. Единство проявленного и непроявленного наиболее полно нашло свое отражение в эзотерическом символе Уробороса - изначального змея, кусающего свой хвост. Последний сам себя оплодотворяет, порождает, умерщвляет и превозносится самим собой, тем самым олицетворяя таинство жертвенной смерти Бога. Самопревращающееся существо, совместившее в себе весь спектр противоположных начал, - яркий образ неразрывности ткани бытия и небытия.
     Исследования особых состояний сознания показали, что встречи со смертью органически переплетаются с различными явлениями, связанными с процессом биологического рождения. Столкновение с предсмертной агонией во всем многообразии ее физиологических, эмоциональных, ментальных и духовных аспектов приводит к одновременному перепроживанию родовых мук. Эпизоды угасания и воскрешения часто весьма драматичны и имеют множество биологических проявлений. Позы и последовательность движений, удивительно похожи на те, что совершаются младенцем на разных стадиях рождения. Кроме того, имеет место отождествление с плодом в утробе и переживание процесса собственного рождения с очень специфическими и достоверными подробностями. Столь же общими являются и различные аутентичные неонатальные чувства и поведение. Все это свидетельствует в пользу того, что обстоятельства умирания в контексте перинатального восприятия напрямую связаны с обстоятельствами внутриутробного развития или биологического рождения и воспринимаются как вполне определенные переживания родовой травмы. Помимо того, что мощное проживание смерти и возрождения оказывает сильное воздействие на различные эмоциональные и психосоматические симптомы (преодолевает или значительно уменьшает суицидальные тенденции и наклонности, а также алкогольную и наркотическую зависимость), оно часто связывается с экзистенциальным кризисом, в котором человек серьезно пересматривает смысл собственной жизни и существования в целом; производит качественную перестановку в системе представлений о мире, фундаментальной иерархии ценностей и жизненных стратегий. В свою очередь, успешное разрешение кризиса идеалов, смыслов, ценностей возможно только при наличии внутренней связи с духовными измерениями психики и глубинными ресурсами коллективного бессознательного.

> > Вернуться назад