Занятия ведет автор метода Шавалда Игорь Николаевич

Психосоматические аспекты адаптивного постпроизвольного дыхания.

    Рассмотрим динамику внешнего дыхания во время дыхательных сессий. Обычно сессия начинается с субъективно учащенного ритмического дыхания для увеличения энергии. Но ритмичность дыхательных циклов относительна: дыхательные движения периодически сменяются вставочными вдохами, после которых наступает удлиненная пауза. Такие высокоамплитудные вдохи способствуют вентиляции альвеол застойных участков легких. Этот паттерн соответствует периоду увеличения внутренней энергии организма, активизации ощущений и восприятия и усилению метаболизма клеток. С точки зрения психологии процесса «бессознательное стремится активизировать, прежде всего, чувственные органы. Поэтому для многих людей анализ глубинных слоев психики начинается с различных неспецифических чувственных переживаний таких как визуализация основных цветов и геометрических узоров, звенящих и гудящих звуков, тактильных ощущений в различных частях тела, а также ощущений запахов и вкусов» (Уилбер К., 2000). Происходит развитие чувственности человека и способности безэмоционального восприятия реальности или информации.
    Далее дыхательные движения постепенно углубляются и учащаются, что приводит к развитию гипервентиляции и гипокапнии. Практикующие быстро достигают уровня гипокапнии, после чего поддерживается стабильный уровень такого гипокапнического состояния и ритмичного дыхания. В этот период регистрируется синхронное с уровнем гипокапнии снижение амплитуды оптикоплетизмограммы, появляются признаки мышечной возбудимости: подергивания и фибрилляции в отдельных мышечных группах, развитие карпопедальных спазмов. Гипервентиляционный синдром является стандартной физиологической реакцией на быстрое и глубокое дыхание. Симптомы гипервентиляционного синдрома объясняются биохимическими изменениями в крови: увеличением щелочности и уменьшением ионизации кальция. Возникающее при гипервентиляции головокружение происходит по причине снижения мозгового кровотока вследствие гипокапнии и вызванной ею вазоконстрикции (Терехин П.И., 1997). При этом изменения функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной систем носят фазовый характер и зависят от возраста и пола (Гора Е.П., 1992). Произвольная гипервентиляция активно используется для индукции измененного состояния сознания в интегративных дыхательных психотренингах (Козлов В.В., 1994; Гроф С., 1996). «В этот период все неразрешенные конфликты, вытесненные воспоминания могут возникнуть из бессознательного и стать сутью переживания, которые включают в себя не только эмоции, но также и физические ощущения всех видов чувств» (Уилбер К., 2000). Происходит проработка событийного ряда и личностных качеств человека, создаются условия для приобретения нового опыта.
    В некоторых случаях гипервентиляция и гипокапния приводит к уменьшению частоты и глубины дыхания вплоть до апноэ. Контроль за дыханием переходит на метаболический (бульбарный) уровень регуляции, характерный для наркоза и глубокого медленноволнового сна. Затем концентрация углекислоты в крови увеличивается, что в свою очередь приводит к новому нарастанию частоты и глубины дыхания. Этот дыхательный паттерн описан в физиологии как периодическое дыхание Чейна-Стокса, причем период такого паттерна дыхания может доходить до нескольких часов. В этом случае измененное состояние сознания позволяет человеку осознать способ своего взаимодействия с окружающим миром. Поэтому отреагирование прошлых ситуаций, как приобретение опыта, происходит в дальнейшем уже осознанно.
     Индивидуальные особенности структуры дыхания при различных режимах произвольной гипервентиляции в постгипервентиляционный период зависят от чувствительности людей к нейрогуморальным сдвигам и от типа дыхания в фоне. Надбульбарная стимуляция дыхательного центра в постгипервентиляционный период приводит к потере контроля произвольного дыхания. Дальнейший рисунок дыхания зависит от индивидуальных различий реакций сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Он определяется полом обследуемых, их чувствительностью к развитию гипокапнии, типом дыхания во время гипервентиляции и типологическими особенностями регуляции этих систем в фоне (Гора Е.П., 1992). Наряду с вышеперечисленным, рисунок дыхания зависит от эмоционального фона практикующего, так как внутриорганические процессы регулируются вегетативной нервной системой, а баланс между симпатической и парасимпатической нервной системой отражает эмоциональные характеристики человека (Белик А.А., 2000).
     При условии непроизвольного протекания процесса рисунок дыхания будет складываться в соответствии с профилем психики. Человек, занимающийся дыхательными практиками, может сознательно сконцентрировать внимание на конкретной проблеме с целью выявления и устранения несоответствий, породивших ее. Тогда могут возникнуть побочные эффекты, такие как «перегрузка клеток организма», возможная нехватка энергии, «преобразование проблем», передача проблем другому человеку, нестабильность психоэмоционального состояния, «сдерживание развития занимающихся» и др. (Захаревич А., 2003). Как правило, выбор проблемы обусловлен собственными предпочтениями и склонностями практикующего, которые и являются отображением его несоответствий. Для того чтобы разорвать этот порочный круг, следует обладать умением встречать все «с одинаково парящим вниманием» (Freud S., 1952), с «равномерным вниманием» (Лейбин В.М., 2001). «Необходимо устранить всякое сознательное воздействие и всецело отдаться своей бессознательной памяти» или, другими словами, необходимо наличие постпроизвольного внимания как фактора, управляющего режимом дыхания. Постпроизвольное внимание характеризуется наличием цели в сочетании с отсутствием волевых усилий (по Н.Ф.Добрынину). Появление его возможно в результате изменений мотивации, например сдвиг мотива на цель (Карпенко Л.А., 1985). Таким образом, постпроизвольное дыхание можно охарактеризовать, как процесс сознательного превращения произвольного дыхания в непроизвольное.
     Следующей отличительной чертой методики постпроизвольного дыхания является наличие стадии пассивной медитации. Она характеризуется медленным и поверхностным дыханием или полным его отсутствием. Эта стадия необходима для: 1. формирования новых эмоциональных и волевых процессов, психических состояний и образований, 2. расширения спектра психических познавательных процессов и их перехода на качественно новый уровень, 3. изменения сущностной характеристики личности и как следствие - 4. изменения внешних и внутренних факторов, обуславливающих особенности развития личности. То есть во время стадии пассивной медитации происходит формирование условий для проработки следующего уровня проблем личности. При этом степень расслабления тела определяет легкость доступа к подавленным ситуациям и эмоциям следующего уровня. Длительность этой стадии может быть различна, зависит от инертности психофизиологических процессов в организме человека и готовности к восприятию прорабатываемых проблем. Стадия пассивной медитации появляется только после наступления интеграции или в промежутке между двумя его циклами (Козлов В.В.,

  1. Это необходимое и достаточное условие для перехода сознания на качественно новый уровень.

    Процесс развития сознания протекает скачкообразно. В нем наблюдаются периоды бурного продвижения вперед, периоды задержек и временный регресс. В периоды задержек происходит скрытое накопление количественных изменений в психофизиологическом состоянии с последующим переходом к открытым качественным изменениям психики. Приостановка быстрого процесса психической трансформации связана с инертностью развития организма на клеточном уровне. При существенном несоответствии развития сознания и функционального развития организма возникают условия для развития психических заболеваний. В практике постпроизвольного дыхания, вследствие естественности процессов трансформации сознания, такое явление исключено. Временный регресс развития сознания обусловлен тем, что изменение психоэмоционального состояния занимающегося и его новый взгляд на прошлые проблемы создают условия для возникновения ситуаций, аналогичных старым нерешенным проблемам. Механизмом возврата «старых ситуаций» может служить и поведение его близких или членов социума. Занимающийся должен реализовать новые отношения своего Эго с окружающим его социумом. При неуправлении процессом дыхания, изменения психоэмоционального состояния и состояния сознания занимающегося проходит естественным путем и без осложнений (Чиковани М.В., 2004). Этот процесс можно характеризовать как формирование опыта.
    Таким образом, методика адаптивного постпроизвольного дыхания позволяет человеку объективизировать восприятие окружающей действительности, тем самым устранить несоответствия естества человека его личности, то есть душевных проявлений сознательным. Вследствие этого происходит увеличение адаптационных психофизиологических и социальных возможностей человека к изменяющимся условиям окружающей среды. В отличие от известных на сегодняшний день методик, основанных на волевом управлении дыханием, суть практики постпроизвольного дыхания состоит в прохождении паттернов дыхания в режиме, устанавливаемом в любой момент времени самим организмом практикующего в зависимости от качества процессов интеграции, проходящих в организме практикующего. Изменение работы всех функциональных систем организма происходит одновременно с трансформацией сознания человека.
    Критерием успешности терапии в практике постпроизвольного дыхания является изменение субъективного восприятия человеком своего качества жизни, объективно - повышение его социального статуса и уровня здоровья.

> > Вернуться назад